Период новорожденности: продолжительность, характеристика и особенности развития

Общая характеристика периода новорожденности

В соответствии с возрастной периодизацией период новорожденности длится 1,5-2 месяца. Характерными особенностями периода новорожденности являются:

– малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная)

– органы чувств достаточно сформированы для функционирования

– определенный набор рефлексов (защитные, ориентировочные – зрительное, слуховое сосредоточение; атавистические – хватательные, сосательные, опорные)

– ребенок выделяет взрослого как необходимого посредника при контакте с окружающим и как источник удовлетворения потребностей

– у ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

– здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни.

На появление взрослого у ребенка вырабатывается эмоционально-двигательная реакция, так называемый комплекс оживления. Выражается он бурным движением ручек и ножек. Ребенок сосредотачивает взгляд, улыбается взрослому. Появление комплекса оживления считается началом младенчества.

Комплекс оживления включает в себя:

– замирание и длительное сосредоточение – долгий пристальный взгляд на взрослого

– улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка

– вокализации – вскрики, гукание, гуление.

Кризис новорожденности впервые был выделен и описан Л.С.Выготским.Особенности кризиса новорожденности:

-переход от пренатального к постнатальному развитию: изменяется тип жизни и тип развития ребёнка, изменяются законы его развития (возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности);

-перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции;

-воздействие на нервную систему ребёнка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребёнка после рождения («информационный шок») приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна в поведении ребёнка (сон как защитное реагирование);

-ограниченность репертуара врождённых безусловных рефлексов ребёнка; (см. таблицу «Безусловные рефлексы новорожденного»)

-потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов.

Кризис новорождённости обнаруживается в моментах инволюции развития, например в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированности системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса– начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития (ССР) периода новорождённости характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой.

Все потребности ребёнка удовлетворяются через взрослого. Психологический смысл кризиса – без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребёнка потребности в общении и соответствующих средств.

Разрешение кризиса новорождённости осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования– комплекса оживления,появление которого свидетельствует об окончания периода новорожденности и вступлении в период младенчества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11127 – | 8273 – или читать все.

Период новорожденности: особенности и характеристика. Уход за новорожденным

В нашей статье мы поговорим о том, как проходит период новорожденности. Данное время требует особого ухода и обращения с малышом. Развитие ребенка в этот период играет важную роль. Кроме того, родители должны знать некоторые интересные и важные факты о новорожденных. Ведь недавно появившийся на свет человек ведет себя не так, как взрослый. Но он значительно отличается и от ребенка, который перешагнул черту новорожденности.

Так на что обратить внимание в первое время? Чем характеризуется развитие малыша? С какой важной информацией должен ознакомиться каждый родитель? Ответы на все эти вопросы будут обнаружены далее. В действительности, все предложенные вниманию факты и советы пригодятся каждой новоиспеченной матери.

Продолжительность

Первое, что предстоит выяснить, – это сколько длится период новорожденности. Вопрос довольно трудный. Ведь медики до сих пор не могут точно сказать, до какого момента малыш считается таковым.

Принято полагать, что изучаемый период – это первые недели жизни ребенка. Если точнее, то продолжается он около 30 дней. Именно такого мнения придерживаются многие педиатры и акушеры. Но некоторые считают, что ребенок является новорожденным до тех пор, пока его мать имеет статус родильницы.

Соответственно, период новорожденности – это первый месяц жизни малыша. Важно понимать, что в это время он приспосабливается к жизни, и ему нужен особый уход. Кроме того, некоторые явления новорожденности могут напугать новоиспеченных родителей. Чем именно? О чем необходимо знать каждому родителю?

Краткая характеристика

Теперь немного подробнее о том, что предстоит перенести недавно появившемуся на свет малышу. Развитие ребенка в период новорожденности связано с его приспосабливанием к самостоятельной жизни. То есть за пределами материнского тела.

Начинается это в момент прекращения циркуляции крови в пуповине. Иначе говоря, после того как ребенок родится, пуповину перережут, закроется овальное предсердие и малыш начнет дышать самостоятельно. Нередко новорожденного хлопают по попке, чтобы он впервые закричал. Это и есть первое приспосабливание к самостоятельной внеутробной жизни.

В организме постоянно происходят те или иные изменения. Например, период новорожденности всегда сопровождается заживлением пупочной ранки, а также набором веса. В первые дни жизни малыш обычно скидывает несколько граммов, но после некоторого времени вес восстанавливается.

Важно понимать, что у новорожденных еще не полностью сформировались некоторые системы органов. Например, кожа малышей крайне чувствительная, нежная. Кроме того, у ребенка снижен иммунитет, и он может легко заболеть.

Чем еще выделяется новорожденность? Характеристика периода обычно подчеркивает образование особого стула у недавно родившихся детей. Как правило, в первые дни после родов ребенок ходит в туалет темной каловой массой. Обычно она имеет черный оттенок. Это нормальное явление, которое не должно пугать маму.

Дело в том, что в период новорожденности у детей устанавливается так называемый “грудной стул”. Изначально он черный, со временем каловая масса меняет окраску. В идеале она должна быть желтого цвета. Стул новорожденного жидкий.

Черные каловые массы, как правило, сохраняются во время новорожденности ребенка. Поэтому не нужно пугаться, что они не стали желтыми после выписки из роддома – это произойдет постепенно. Что касается привычного нам стула, то он появится приблизительно к году, когда ребенок начнет есть не только грудное молоко, но и взрослую пищу.

Частота стула у ребенка разная. В первое время после родов малыш ходит в туалет крайне часто. Это тоже нормальное явление. ЖКТ новорожденного формируется на протяжении года. Именно к этому моменту частота стула более-менее устанавливается. Поэтому в роддоме и в первые дни дома придется использовать много пеленок или подгузников. Они должны меняться после каждого опорожнения.

Одежда

Как уже было сказано, период новорожденности характеризуется сниженным иммунитетом у ребенка и повышенной чувствительностью кожи. Раньше для надежной защиты всегда использовались пеленки. Малыша крепко пеленали. Так он был в безопасности, у него не было возможности поцарапать себя собственными ногтями.

Тем не менее с развитием общества на смену пеленкам пришла детская одежда. Сегодня новорожденных одевают в боди, распашонки или ползунки. В некоторых роддомах разрешается приучать ребенка к одежде с первых дней. Это не совсем удобно, учитывая частоту смены подгузников/пеленок.

На прогулку новорожденных необходимо одевать как можно теплее, но без излишеств. Как правило, малышу надевают комбинезон, шапочку, царапки. После этого грудничка помещают в теплый конверт. Последний атрибут, как правило, еще долго присутствует в качестве элемента защиты кожи ребенка. Главное, чтобы малышу не было холодно. Переохлаждение может вызвать болезнь.

Желтуха

Нередко в роддоме у ребенка возникает желтоватый оттенок кожи. Это явление пугает неопытных мам. Нормально ли, что кожа здорового ребенка меняет свой цвет?

Не совсем. Дело в том, что это явный признак желтухи периода новорожденности. Она появляется у большинства недавно родившихся малышей. Врачи подчеркивают, что это явление связано с уязвимостью крохи.

Пугаться ли желтушки новорожденных? Нет. Это не общепринятая желтуха, которая несет в себе опасность. Детская желтушка лечится без особого труда. Обычно детей помещают под специальную ультрафиолетовую лампу на несколько часов. В зависимости от степени желтизны кожи малыша меняется и количество подобных процедур.

Основные проблемы

Проблемы периода новорожденности встречаются разные. В основном они отмечаются у неопытных мам. Ведь дети, появившиеся на свет, сами знают, как им развиваться. А вот новоиспеченные родители не в курсе ухода за ребенком.

Чаще всего проблемами изучаемого периода являются следующие особенности:

  • установление режима дня грудничка;
  • кормление новорожденного;
  • ежедневный уход;
  • смена подгузников/пеленок;
  • детские инфекции.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети легко приспосабливаются к тем или иным условиям. Поэтому установление режима дня в первый месяц жизни играет важную роль. Родители могут сами “продиктовать” график жизни крохи. Главное, не нарушать его после установления.

О кормлении

Главное, что нужно для новорожденного ребенка, – налаженное грудное кормление. У роженицы появляется молоко в первые дни после родов. До этого момента грудничок питается молозивом. Его, как правило, достаточно. В некоторых роддомах предлагают докармливание смесью. В идеале лучше не пользоваться данной возможностью – у мамы должно “прийти” молоко для дальнейшего кормления ребенка.

Рекомендуется как можно чаще прикладывать новорожденного к груди. У малышей сильный сосательный рефлекс. Если прижать новорожденного к телу, он начнет искать грудь. Это явление врожденное.

Некоторые предпочитают приучать малышей с первых дней к соскам и бутылочкам. Подобное решение не всегда хорошо сказывается на ребенке – он может разучиться правильно захватывать грудь во время сосания, что приведет к коликам из-за попавшего в желудок воздуха.

Грудное молоко – лучшая пища для грудничка. Оно хорошо усваивается. Кроме того, ребенок укрепляет иммунитет при помощи материнского молока. Если мать заболела, грудничку передаются антитела, защищающие его от инфекций.

Уход за глазами

Многие интересуются, как видят новорожденные. Дело в том, что картинка перед глазами ребенка расплывается. В первое время после родов малыш видит все нечетко. Люди вокруг крохи – это лишь темные пятна, которые со временем начинают приобретать четкие очертания.

Органы зрения у малышей крайне чувствительные, как и кожа. Поэтому они требуют ежедневного ухода. О чем идет речь?

Необходимо каждое утро промывать глаза грудничку. Делается это при помощи кипяченой воды и ватного диска. Он смачивается, после чего совершается протирание в направлении от наружного угла глаза к внутреннему. Иногда для подобной процедуры используется раствор фурацилина.

Зрение детей важно оберегать с первых дней. Нельзя позволять смотреть ему на яркий свет и солнце, аккуратно работать со вспышкой, пытаясь сфотографировать малыша. Резкие изменения света тоже необходимо исключить.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 9 месяцев: критерии развития мальчика, девочки

Купание и подмывание

Уход за новорожденным требует особого внимания родителей. Среди ежедневных процедур должно числиться подмывание и купание. Первые подобные процессы проводятся еще в роддоме.

Подмывают детей под проточной водой. Делается это после каждого испражнения. В ванне или тазике подмывать детей не рекомендуется. Связано это с тем, что детские мочеполовые пути в таком случае могут быть поражены инфекцией.

Девочек правильно подмывают рукой в направлении спереди назад. Делается это под теплой струей воды. Сушить кожу необходимо на пеленальном столике. Остатки воды промакивают чистой пеленкой или специальным детским полотенцем. Складочки протираются ватными тампонами, смоченными в растительном масле/детском креме.

Купание – это процесс, который обязателен для всех людей. Рекомендуется купать малышей утром и перед сном, вечером. В ванночку разрешается набирать кипяченую воду, не слишком горячую. Проверять температуру можно локтем. В первое время разрешается добавлять немного марганцовки в целях дезинфицирования. Купание в период новорожденности не должно быть слишком долгим. Достаточно 10-15 минут.

Ушки и носик

Органы зрения являются не единственными важными для человека. Что нужно для новорожденного ребенка? Важно еженедельно проводить уход за его ушами и носом.

Отмечается, что нос крохи в первое время очень восприимчив к запахам. Он легко поражается сигаретным дымом. Кроме того, засорение носа тоже нельзя исключить. Поэтому его придется чистить. Как именно?

Придется сделать жгутик из ваты, смочить его вазелином или растительным маслом, ввести вращательным движением в носик (не больше чем на 1 сантиметр). Для каждой ноздри придется использовать разные жгуты. Воздух в комнате рекомендуется увлажнять и очищать.

А вот уход за ушками ребенка не требует особых действий. Это наиболее простое занятие. Чистка детских ушек в первые годы жизни – это только уход за ушной раковиной. В слуховые пути нельзя вводить сторонние предметы вроде ватных палочек. Ими нужно счищать серу только с ушных раковин. Рекомендуется использование ватных палочек со специальными ограничителями – они не позволяют проникнуть глубоко в ушки ребенка.

Ногти

Ранний период новорожденности является временем, когда малыш активно развивается. Многие дети рождаются с длинными ногтями. Кроме того, они активно растут в первое время после рождения. Ногти острые и жесткие, малыш может легко поцарапаться. Уход за новорожденным – это еще и обеспечение его безопасности.

Отросшие ноготочки необходимо обрезать. В противном случае они будут загибаться, ломаться и снова отрастать. Но очень коротко стричь ногти новорожденному нельзя – это причинит ему боль. Кроме того, во время процедуры необходимо аккуратно надавить на подушечку пальцев, чтобы не задеть кожу.

Лучше всего стричь ногти малышу в период сна. Тогда ребенок расслаблен, и можно без проблем воплотить задумку в жизнь.

Пупочная ранка

Особенности периода новорожденности и ухода за малышом почти полностью изучены. Каждый родитель должен понимать, что в первое время после выписки из роддома придется обрабатывать пупочную ранку. Она должна зажить.

Как правило, дети выписываются со специальным зажимом у пупка. Снимать его не нужно. Зажим сам отпадет через несколько дней. А вот обрабатывать детский пупок придется ежедневно. Особенно в первый месяц, пока образовавшаяся после обрезания пуповины ранка не зажила.

Обычно обработка сводится к тому, что на пупок нужно капнуть перекисью водорода, а когда жидкость перестанет шипеть, удалить ее при помощи ватного диска. Дальше пупок смазывается зеленкой. Подобный туалет должен войти в привычку у новоиспеченных родителей.

Особенности

Из сказанного можно сделать вывод, что ранний период новорожденности – это первая неделя жизни малыша. Все остальное время (3 недели) является обычным периодом новорожденности. Подобный отрезок имеет огромное количество особенностей и нюансов. В это время приходится приспосабливаться к жизни с крохой. Уход за ним будет играть важную роль для формирования привычек, распорядка дня, кормления и здоровья в целом.

Выделяют следующие особенности периода новорожденности:

  • незрелость органов;
  • отсутствие зрелости нервной системы;
  • изменения морфологического, биохимического и функционального типа;
  • сильная подверженность воздействию внешних факторов;
  • сниженный иммунитет;
  • практически все время малыш спит;
  • развиваются условные рефлексы.

Мы говорили о том, как видят новорожденные, но даже несмотря на расплывчатое зрение в первые дни, малыш сможет отличить маму от чужого человека. Это нормальное явление.

Вся любовь, ласка и забота о новорожденном проявляется в удовлетворении его базовых потребностей. И связано это с тем, что подобное поведение помогает уязвимому человеку выжить.

Итоги

Отныне понятно, как происходит развитие ребенка в период новорожденности. На самом деле все не так трудно и страшно, как кажется. Малыши уязвимы, но при правильном уходе за ними можно помочь обрести им здоровье и сильный иммунитет.

Все перечисленные правила и советы действительно помогают родителям. О правильном уходе в период новорожденности должны сообщить маме при выписке. Самое важное, что нужно для крохи в это время, внимание и забота от мамы!

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ (0-1 МЕС.)

Многие исследователи не выделяют данный период как самостоятельный и включают его как составную часть в период младенчества. Часть исследователей вслед за Л. С. Выготским рассматривают его как критический период. Но так как данный период обладает многими специфическими характеристиками и особенностями, мы вслед за Е. Ф. Рыбалко будем его рассматривать как самостоятельный период возрастного развития человека. В этот период продолжает реализовываться наследственная программа, развитие носит преимущественно естественный характер. Для новорожденного характерен сенсорный уровень регулирования психической деятельности. Идет дальнейшее развитие сенсорных систем, моторики, на их основе начинает развиваться перцепция.

Основная черта периода новорожденное™ — это переходность от внутриутробного к внеутробному развитию и адаптация к новым условиям жизни, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном.

Основное новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни ребенка, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.

К моменту рождения есть целый комплекс безусловных рефлексов: атавистических (которые исчезают к 3—6 мес.) и обеспечивающих жизнедеятельность ребенка (сосательный, глотательный, дыхательный), а также группа защитных рефлексов. В приспособительной деятельности новорожденного важную роль играет ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов. По характеру проявления безусловно-рефлекторной деятельности судят о соматическом состоянии новорожденного, а также о психическом развитии ребенка. В этот период можно уже сформировать условные рефлексы, сроки становления которых могут зависеть от следующих факторов: приближение первого кормления к моменту рождения ребенка, качество безусловно-рефлекторного фонда, соматическое состояние, анализатор, к которому обращен раздражитель, индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденное™ продолжается развитие сенсорики. У ребенка можно получить реакцию с любого анализатора в первые 6 ч после рождения. Но лучше функционируют филогенетически более старые анализаторы: тактильные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые; слуховой и зрительный — в менее совершенном виде. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Исследование сенсорных способностей ребенка показало, что в период новорожденное™ он видит на ограниченном расстоянии, различает основные цвета (лучше — к 3-й нед.); обладает дифференциальной слуховой чувствительностью, при этом кожная чувствительность зависит от зоны воздействия; очень хорошо развиты обонятельная, вкусовая (различает все виды вкуса) и вестибулярная чувствительность.

На 1-м мес. жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта. На 2-м мес. наблюдается переход к положительным эмоциям. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденное™ под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-й нед. жизни у новорожденного появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей.

К концу 1-го мес. и началу 2-го в целом завершается переход к новым условиям жизни, отмечается появление эмоционально-положительной реакции ребенка на общение с взрослым, так называемый «комплекс оживления».

Комплекс оживления — это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке и двигательной активности.

При рассмотрении периода новорожденности как кризисного периода акцент обычно делается на линии дифференциации, отделении ребенка и появлении реципрокносги (взаимности) действий взрослого и реакций ребенка, что как раз выражается в появлении комплекса оживления [1] .

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Перечислите основные характеристики периода новорожденности.
  • 2. Какие факторы влияют на сроки становления условно-рефлекторной деятельности?
  • 3. В чем выражается готовность сенсорики к моменту рождения?
  • 4. С чем связано завершение кризиса новорожденности?
  • 5. Охарактеризуйте психическое развитие в период новорожденности.
  • 1. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. — М.: Прогресс, 1985.
  • 2. Мещерякова, С. Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общения с взрослым / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. — 1975. — № 5. — С. 81—89.
  • 3. Мухамедрахимов,Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. — СПб.: Речь, 2003.
  • 4. Поливановау К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. — М.: Академия, 2000.
  • 5. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2011.

Период новорожденности: продолжительность, характеристика и особенности развития

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица – Рефлексы новорожденного

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года и 2 месяца: что должен уметь малыш до 2,5 лет?

или 3- го месяца

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Следует ли приучать ребенка к соске?

2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

Особенности неонатального периода и его временные границы

Под термином «неонатальный период», или «период новорожденности», понимают этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней. Такая длительность обусловлена особенностями ребенка в этот период жизни и определенными требованиями к уходу за ним.

Длительность периода

Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.

Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.

Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Начальный этап жизни недоношенных детей

Оценить состояние ребенка, родившегося раньше срока, помогает не только система Апгар, но и шкала Баллард. Она названа по имени Жанны Баллард, предложившей ее в 1979 году. Оценивание проводится в первые сутки. Фиксируется нервно-мышечная и физическая зрелость ребенка. Соответственно данным о гестационных этапах возрастные границы младенца определяются от 26 до 44 недель, причем учитывается воздействие на нервно-мышечное созревание введения лекарств во время родов.

Уход за новорожденным ребенком

Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.

Сразу после рождения проводятся такие процедуры:

  1. перерезание пуповины;
  2. отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
  3. осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
  4. показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).

Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).

Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.

Читайте также:  Ребенку 3 месяца: развитие, питание, вес и рост, уход на четвертом месяце жизни

Малыш привыкает к жизни

Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:

  • прекращение кровообращения через пуповину;
  • закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
  • развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.

В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».

В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).

Учитывается прибавка по отношению не к массе в момент рождения, а к минимальному весу ребенка! Если потеря веса продолжается после пятого дня жизни – это повод для наблюдения за малышом и, при необходимости, докорма.

Кормление и уход

Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:

  • замедленный набор или потеря веса;
  • отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
  • прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
  • раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.

Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.

В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».

Кризис новорожденности и феномен привязанности

Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.

Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.

Теория привязанности Людмилы Петрановской может быть кратко сформулирована так. Ребенок нуждается в заботе, взрослый нуждается в том, чтобы заботиться о нем. Ухаживая за полностью несамостоятельным ребенком, родитель рано или поздно делает его самостоятельной личностью. При этом привязанность может быть сильнее любви и формирует рефлекторный отклик взрослого на всю его жизнь, вне зависимости от сложившихся в процессе взросления подопечного отношений.

Основные навыки к концу неонатального периода

Развитие малыша в первый месяц жизни сводится в основном к дозреванию внутренних систем организма и формированию осознанной реакции на окружающий мир.

При условии нормального развития концу периода новорожденности малыш умеет:

  • сосать до насыщения;
  • фиксировать взгляд на ярких или блестящих предметах;
  • двигать конечностями и головой;
  • реагировать на голос/вид матери.

Малыш учится привлекать к себе внимание криком, при выкладывании на живот пытается поднять голову, на касания реагирует рефлексами: хватательным, сосательным, поисковым, плавательным, рефлексом ходьбы. Выделяют также рефлексы Мора (разведение рук и ног при резких звуках), Бабинского (реакция стопы поворотом и расхождением пальцев при нажатии на край ступни) и Бабкина (поворот головы и открытие рта при нажатии на ладонь). К концу периода новорожденности большая часть этих рефлексов исчезает.

Окончание неонатального периода

Самые важные в жизни ребенка четыре недели закончились. Теперь можно вздохнуть спокойнее – малыш уже относительно адаптирован к новому миру. Дальше теперь уже не новорожденному, а грудничку требуется внимательный уход, забота и питание, а главное – искренняя любовь родителей.

Период новорожденности

Пронзительный детский крик разорвал тишину… На свет появился новый человек — мамина и папина радость, доченька или сыночек, на которого возложено много надежд. Для родителей, особенно для женщин, которые перепробовали различные средства, чтобы забеременеть, рождение ребенка — это долгожданное событие и необыкновенная радость. Чего нельзя сказать о ребёнке, для которого появление на свет — своеобразный кризис новорожденности или, другими словами, переход от жизни внутри утробы матери в большой мир, где нужно жить самому.

Этот новый недружелюбный мир

Для ребёнка, привыкшего к темному, теплому миру внутри мамы, рождение является отрывом от неё и представляет собой переход в холодный мир, полный света и шума, обязывающий самостоятельно дышать, есть и переваривать пищу. Это физиологические причины, вызывающие кризис новорожденности. Существуют и психологические причины: когда ребенок рождается, он отделяется от матери и перестает чувствовать её тепло и сердцебиение. Поэтому детские врачи настоятельно советуют, чтобы новорожденный проводил как можно больше времени у материнской груди.

Общая характеристика периода новорожденности

Период новорожденности, начинающий свой отсчет со времени физического отделения ребенка от матери — это время совершенствования рефлексов, данных ему при рождении, и привыкания к условиям окружающего мира. Безусловные рефлексы, такие как дыхательный, сосательный, защитный, хватательный и ориентировочный, помогают ему выжить в первые минуты после рождения. «Багаж» знаний и умений невелик, тем более что хватательный рефлекс — это подарок предков, который вскоре исчезает за ненадобностью, а сосательный рефлекс хоть и существует, но непосредственно процессу сосания ребенку приходится учиться.

Новорожденный ребенок беспомощен и не только потому, что он не имеет возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно, но и по причине отсутствия отработанных поведенческих актов. Также он не приспособлен к смене температуры, так как у него отсутствует терморегуляция. этого купать ребенка в первые дни жизни нужно чрезвычайно бережно, тщательно измерив температуру воды и погружая его в ванночку постепенно. Температура воды должна практически не отличаться от температуры тела, то есть не превышать 36–37°С.

Недавно родившийся ребёнок много спит. Даже время бодрствования можно назвать условным, потому что он находится в полудреме. Время сна никак не регулируется и ни с чем не связано. Чтобы ребёнок перестал спать днем и начал отдыхать только ночью, придется подождать достаточное время, так что молодой маме нужно запастись терпением и научиться добирать часы сна, необходимые ей для полного восстановления сил, во время сна ребенка.

Вижу, слышу, улыбаюсь тебе, мама!

Главное, чему должен научиться ребёнок в период новорожденности, это слуховое и зрительное восприятие. Слуховое восприятие начинает проявляться через 2–3 недели после рождения, а зрительное — через 3–5 недель. Ребенок слышит звуки — голоса родителей, топот, хлопки. Видит лица и предметы, которые ему показывают заботливые родственники, пытаясь познакомить с миром, в котором ему предстоит жить. Сначала ребенок замирает при громких отчетливых звуках, чуть позже начинает поворачивать головку в сторону их источника. При виде ярких предметов он также останавливает на них взгляд.

Наблюдая за спящим ребенком, можно заметить, как его губки складываются в нечто подобное улыбке. Позже улыбка она возникать в ответ на голос, особенно на высокие нотки. Но проходит ещё немного времени (чуть меньше месяца), и малышу голоса становится мало, ему необходим зрительный стимул, например, человеческое лицо.

Когда слуховое и зрительное восприятие получат достаточное развитие, и малыш научится улыбаться, внешние раздражители начинают складываться в целостный образ. Например, когда перед ребёнком предстает мама (он её видит), ласково говорящая с ним (он её слышит) — он начинает улыбаться, протягивать к ней ручки и сучить ножками. Подобная реакция на появление мамы называется «комплексом оживления» и означает, что период новорожденности закончился и начался период младенчества.

Общая характеристика новорожденности даёт понятие о том, чему должен научиться ребёнок, чтобы перейти к следующей стадии развития. В общем случае это происходит в течение месяца после его рождения. Чтобы он успевал приобретать все навыки вовремя, ребенку требуется общение — позитивное и доброжелательное. В противном случае увеличивается длина периода новорожденности, и возможны задержки в психическом развитии.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Бдительность и внимание родителей — ключ к защите ребёнка от болезней периода новорожденности

Каким бы чудом не казалось развитие ребенка с полноценным набором органов и частей тела из слияния всего лишь семени и яйцеклетки, дети рождаются очень несовершенными. Многие системы организма начинают работать лишь после его появления на свет и получают доразвитие в процессе жизни. Этим обусловлены заболевания периода новорожденности, получающие возможность появиться у детей первого месяца жизни.

Наблюдать за ребенком нужно очень внимательно, чтобы не пропустить первых признаков заболеваний. Насторожиться следует, если ребенок перестал сосать грудь, у него появилась сонливость, кряхтящее дыхание, центральный цианоз, судороги, при вдохе грудная клетка втягивается необычно глубоко. Тщательно следите за дыханием. Его частота в минуту меньше 30 или свыше 60, имеет место остановка дыхания больше, чем на 15 секунд — это знак того, что нужно обратиться к врачу. Даже температура у малыша в период новорожденности играет важную роль. Её повышение должно сопровождаться вызовом детского врача на дом.

Диагнозы заболеваний, характерных для периода новорожденности, должен ставить профессиональный детский врач. Роль родителей — быть неравнодушными к своему ребенку, обращать внимание на наличие признаков, указанных выше, вовремя забить тревогу, обратиться к врачу и выполнить все его предписания.

Бывает так, что ребенку и маме требуется госпитализация. Чаще всего родители неохотно идут на такую вынужденную меру, аргументируя это тем, что дома удобнее и спокойнее. Некоторые заболевания протекают так стремительно, что счет идет на минуты, и ребенку требуется немедленная помощь, будьте благоразумны и думайте только о здоровье своего ребенка. Поддержать малыша всем, чем понадобится в этот нелегкий для него период — вот настоящая цель заботливых и любящих родителей. Дети — это самое дорогое, что даёт нам жизнь!

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Добавить комментарий